Дополнительная ООП Песочные фантазии

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 86 «БЕРЕЗКА» ГОРОДА
КАЛУГИ
(МБДОУ № 86 «Березка» г. Калуги)
________________________________________________________________
_____
248901 г. Калуга, ул. Школьная, д.15а
ПРИНЯТА
на педагогическом совете
протокол № 1
от «30» августа 2021 г.

УТВЕРЖДЕНА
Приказом
№ 103/04-06
от «30» августа 2021 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Песочные фантазии»
Возраст учащихся: от 2 до 4 лет
Срок реализации: __1__ год

Авторы-составители:
Сергеева Вера Валерьевна, воспитатель
Немченко Людмила Николаевна, воспитатель
Изотцева Ирина Александровна, ст. воспитатель

Калуга, 2021.

Содержание
1
1.1
1.1.1
1.1.2
1.1.3
1.2
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
3
3.1
3.2
3.3

Целевой раздел
Пояснительная записка
Цель и задачи Программы
Основные принципы и подходы к формированию
Программы
Значимые для разработки и реализации Программы
характеристики
Планируемые результаты
Содержательный раздел
Описание образовательной деятельности
Описание вариативных форм, способов и методов
реализации Программы
Способы и направления поддержки детской инициативы
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с
семьями воспитанников
Формы контроля
Оценочные материалы
Организационный раздел
Описание материально – технического обеспечения
программы
Календарный учебный план
Методические материалы
Список используемой литературы

1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Всегда найдется дело для умелых рук,
Если хорошенько посмотреть вокруг.
Мы чудо сотворить сумеем сами
Вот этими умелыми руками.
«Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От
пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают
источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в
детской руке, тем умнее ребёнок»
В.А. Сухомлинский
Актуальность
Актуальность разработки программы определяется тем, что
художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания
ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной
сферы
личности,
влияет
на
познание
нравственной
стороны
действительности, повышает
познавательную активность, развивает
наглядно – образное мышление.
Художественная деятельность является одним из важнейших средств
познания мира и развития основ эстетического воспитания, так как оно
связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью
ребенка. Изображая что-либо в своих работах, ребенок формирует и
развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы,
ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются
специальные умения и навыки: координация глаз и руки, мелкая моторика.
Новизна программы состоит в том, что она представляет
развивающие функции художественной деятельности через применение
нетрадиционных приемов изодеятельности по методу «Sand Art», который
заключается в рисовании песком на специальных столах со световой
подсветкой. Его достоинство в том, что песок - материал, знакомый и
привычный ребенку. Работа с песком позволяет создавать изображения на
плоскости и объемные фигуры. Это дает возможность ребенку изобразить
создаваемый образ более наглядно, развивает пространственное восприятие.
Кроме того, при работе с песком возможно быстро и легко устранить
«ошибки» изображения, что дает возможность обеспечить детям
эмоциональный комфорт.
Педагогическая целесообразность
Особенностью предлагаемой программы является использование
световых столов для рисования песком. Их использование в развитии
навыков изобразительной деятельности имеет ряд преимуществ. Песок дает
детям возможность изменять творческий замысел по ходу создания
изображения, исправлять ошибки, а главное - быстро достигать желаемого

результата. Рисуя песком, не надо ждать, когда он высохнет, не надо
пользоваться ластиком.
Использование песка в ходе изобразительной деятельности
способствует формированию у детей таких навыков, как передача
композиции, пропорций изображения, владение оттенками света и тени. У
детей развиваются точность и координация движений рук и глаз, гибкость
рук, психические процессы (внимание, логическое мышление, воображение,
зрительное и слуховое восприятие, память, речь), умение действовать по
словесным инструкциям, самостоятельно достигать задуманной цели,
обеспечивается контроль над собственными действиями.
Использование различных приемов, предусмотренных содержанием
данной программы, способствуют выработке умений передавать образы
объектов и явлений окружающей действительности через сочетание
цветовых пятен, теней и линий и оформлять их до узнаваемых изображений.
Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают
художественные приемы и интересные средства познания окружающего
мира через ненавязчивое привлечение к процессу творчества.
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих
способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях
предусмотрена возможность каждому ребенку активно, самостоятельно
проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие
в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
Формирование учебных групп проводится по возрастному принципу.
В исключительных случаях на усмотрение педагога и с учетом
индивидуального развития ребенка в группу могут быть включены дети и
другого возраста. При наличии организационно – педагогических условий
возможен добор в группы в течение учебного года.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во второй
половине дня.
Продолжительность занятий предусмотрена в соответствии с
возрастом детей.
Срок реализации программы: программа рассчитана на один
год обучения с детьми 2-4 лет. План занятий составляется из расчета 1
занятие в неделю.

1.1.1 Цель и задачи программы
Цель: развитие изобразительных умений и интереса к творчеству через
формирование навыков рисования на песке.
Задачи:
Познакомить с приемами рисования на песке.

 Развивать наглядно – образное мышление при восприятии объектов и
явлений окружающей действительности
 Подводить детей к самостоятельности в создании выразительного образа
при изображении предметов и явлений окружающей действительности.
 Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
1.1.2 Основные принципы и подходы к формированию Программы
В процессе формирования Программы по знакомству ребёнка с
многообразием техник рисования песком учтены:
Принцип
сезонности: построение познавательного содержания
с
учётом природных и климатических особенностей данной местности в
данный момент времени.
-Принцип систематичности и последовательности: постановка задач. «От
простого к сложному», от «Неизвестного к известному».
-Принцип развивающего характера художественного образования.
-Принцип природосообразности: постановка
задач
художественнотворческого
развития
детей
с учётом возрастных особенностей
и
индивидуальных способностей
-Принцип интереса: построение с опорой на интересы детей.
-Принцип личностно-ориентированного подхода к каждому ребёнку.
-Активности, контролируемости, индивидуального подхода в обучении и
художественном развитии детей, доступности материала, его повторности,
построения программного материала от простого к сложному, наглядности.
Учебный
материал
подбирается
с
учетом
возрастных,
индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Постепенно
происходит его усложнение.
Для развития творческих способностей используются различные
техники рисования песком, экспериментирование, силуэтное изображение,
рассматривание
иллюстраций,
наглядные
пособия,
использование
художественного слова и др.
1.1.3 Значимые для разработки и реализации Программы
характеристики
Особенности организации работы
На начальном этапе
применения нетрадиционных приемов
изодеятельности по методу «Sand Art» необходимо познакомить ребенка с
определенными правилами безопасного использования материала и
поведения в ИЗО студии, а при дальнейшей работе контролировать их
соблюдение.

Особенность рисования песком на световом столе заключается в том,
что для его осуществления важно не только развитие руки, а совместное
развитие руки и глаза, зрительный контроль за движением руки необходим
на всех этапах создания изображения. Постепенно роль зрительного
контроля несколько снижается, однако зрительный контроль не может быть
снят совсем, т.к. без него невозможно передать образ предмета, его свойства.
Правильные технические навыки и умения, формирующиеся не сразу, а
постепенно, от занятия к занятию.
Возрастные особенности развития графических навыков детей 2-4 лет
В развитии графических навыков детей дошкольного возраста можно
выделить стадию каракулей, штрихов, бесформенного изображения
отдельных элементов, схематическое изображение объекта, возникновение
чувства формы и линии. К 2 годам ребенок, как правило, уже имеет
некоторый (хотя и очень ограниченный) запас графических навыков,
позволяющих ему изображать простые по форме предметы. Однако эти
изображения имеют лишь самое отдаленное сходство с изображаемыми
объектами. Поэтому основными направлениями работы по развитию ИЗО
навыков являются: формирование интереса к процессу рисования, как
деятельности, дающей результат; наблюдение за объектами и явлениями
окружающей действительности с целью выявления их основных внешних
признаков; обучение приемам проведения прямых, округлых линий и
замкнутых форм.
Одним
из
стимулов
совершенствования
изобразительной
деятельности ребенка является развитие умения узнавать в рисунке предмет.
Около 3х лет ребенок с удовольствием рисует, но при этом не ставит себе
цели нарисовать что-нибудь конкретное. Для успешной передачи основных
элементов объекта ребенку необходимо его видеть. Овладения графическими
навыками получают дальнейшее развитие. Содержание детских работ
становится более разнообразным. Но детям все еще с трудом дается передача
сочетания нескольких форм, которые могут быть однородными (снеговик из
двух или трех кругов) или состоящими из двух разных форм (солнце из
нескольких прямых полос и круга). Изображение прямоугольных форм
требует развитой координации движений, способности в нужный момент
изменить направление движения, создавая угол, или замкнуть линию в
начальной точке. К четырем годам дети могут изображать предметы,
передавая несколько признаков не только по заданию воспитателя, но и по
собственному выбору.

1.2 Планируемые результаты:
1. Обогащение представлений об объектах окружающего мира;
2. Повышение тактильно-кинетической чувствительности и мелкой моторики
рук;
3. Повышение уровня развития фантазии, воображения, внимания;
4. Развитие творческих способностей.
2. Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности
Содержание программы включает в себя цикл тематических НОД по
художественно-эстетическому развитию детей
Месяц
Тема
Октябрь «Удивительный песок»
«Солнышко»
«Листопад»
«Машины едут по городу»
Ноябрь «Озорной котенок»
«Пернатые друзья»
«Обитатели леса»
«Цветы для мамы»
Декабрь «Первый снег»
«Морозные узоры»
«Елочка»
«Подарки Деда Мороза»
Январь «Зимний лес»
«Следы на снегу»
«Зимние забавы»
Февраль «В гостях у сказки»
«Зимняя прогулка»
«Летят самолеты»
«Зимний пейзаж»
Март
«Любимая игрушка»
«Мимоза»
«Украшение платочка»
«Масленичные забавы»
Апрель «Звенит капель»
«Космические фантазии»

НОД
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Май

«Грачи прилетели»
«Подснежники»
«Улыбка»
«Птица мира»
«Огород»
«Цветочная полянка»

1
1
1
1
1
1

2.2 Описание вариативных форм, способов и методов реализации
Программы
Знакомство детей с многообразием техник рисования происходит
через организацию разнообразных форм проведения занятия:
1. Сюжетные игры («Машины едут по городу», «Зимняя прогулка», «Летят
самолеты», «В гостях у сказки»);
2. Игры-забавы («Озорной котенок», «Космические фантазии», «Следы на
снегу»);
3. Дидактические игры-упражнения («Морозные узоры», «Украшение
платочка»);
4. Рисование песком – хорошо просушенный и просеянный песок набираем в
ладошку или насыпаем в кулечек с отрезанным уголком и рисуем по
готовому контуру картинку.
Способы работы с песком:
1) Способы засыпания рабочего стола:
просеивание (сквозь пальцы)
расхлопывание ладошкой
дождик (сыпем из кулачка)
торнадо (сыпем из двух кулачков)
2) Техника рисования песком (основные приёмы):
Насыпание: из ладони, из кулачка, из пальцев;
Втирание: пальцем, несколькими пальцами, симметрично двумя
руками, ребром ладони, ладонью, кулачком, ребром большого пальца,
рисование мизинцем, отсекая лишнее, щепотью ,насыпая из кулачка
струйкой разной ширины;
Процарапывание: палочкой, картоном, кистью;
Отпечаток: предметов, трафаретов, ладоней;
Методы реализации программы:
- наглядный (рассматривание иллюстраций, альбомов и др. наглядных
пособий);
-словесный (беседа, использование художественного слова, указания,
пояснения);

- практический (самостоятельное выполнение детьми рисунков песком,
использование различных инструментов и материалов для формирования
изображения);
- игровой (обыгрывание ситуаций («листопад», «озорной котенок»,
инсценировка, элементы театрализации);
- проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет
включения проблемной ситуации в ход занятия).
2.3 Способы и направления поддержки детской инициативы
При реализации программы возможно построение образовательной
деятельности
на
основе
взаимодействия
взрослых
с
детьми,
ориентированного на возможности и индивидуальные особенности каждого
ребенка.
Вариативность, доступность, насыщенность и безопасность
развивающей
предметно-пространственной
среды
обеспечивает
возможность свободного выбора каждым ребенком средств и способов
создания песочного изображения на поверхности светового стола.
2.4 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников
Предусмотрено
консультирование
родителей
(законных
представителей) по направлению деятельности кружка, индивидуальные
беседы об успехах ребенка, фотоотчеты о проведенной работе в закрытой
группе ВК.
2.5 Формы контроля
Период

Форма контроля

Октябрь - май

Заполнение листа наблюдений за
деятельностью ребенка (сходство изображения
с натурой; самостоятельность при выполнении;
творческие проявления в работе)

Ноябрь, май

Анализ результатов, полученных в результате
наблюдения за деятельностью ребенка (за
истекший период)

2.6 Оценочные материалы

Определение уровня и оценка динамики развития изобразительных
умений и навыков детей и их творческих проявлений проводится 2 раза в год
(ноябрь, май) по критериям:
1. критерий: сходство изображения с натурой;
2. критерий: самостоятельность при выполнении изображения;
3. критерий: творческие проявления в работе
Параметры
развития
Сходство
изображения с
натурой

Высокий уровень
Средний уровень Низкий уровень
развития
развития
развития
Полностью владеет
Испытывает
Пользуется
техническими
затруднения в
помощью
навыками и
применении
педагога.
умениями,
технических
необходимыми для навыков и умений.
передачи
характерных черт
изображаемого
объекта
Самостоятельнос Выполняет работу
При выполнении Даже с помощью
ть при
самостоятельно или работы нуждается в
взрослого не
выполнении
с небольшой
постоянной помощи справляется с
изображения помощью взрослого
взрослого
выполнением
работы
Творческие
Увлечен
При создании
Не проявляет
проявления в
выполнением
образа нуждается в
творчества
работе
работы, создает
помощи взрослого
образы
самостоятельно,
использует в полной
мере приобретенные
навыки.

3. Организационный раздел
3.1 Описание материально – технического обеспечения программы
1. Световые столы с возможностью переключения белого фона на цветной
(по теме занятия).
2. Кинетический песок.
3. Музыкальное сопровождение на CD.
4. Материалы для рисования:
 Кисточки, лопатки, ситечки

 Миниатюрные игрушки
 Природный материал
 Предметные картинки (в соответствии с тематикой выполняемого
задания)
 Трафареты
 кондитерские шприцы (бумажные кульки)


массажные мячи

5. Картотеки:
 изображений;
 литературно - художественного материала (стихи, загадки, пословицы,
поговорки);
 дидактических, подвижных, пальчиковых игр;
 фонотека музыкальных произведений, для сопровождения творческой
деятельности детей.
3.2 Календарный учебный план
группа

Время
занятия

Занятий в Количество Количество
неделю
часов в часов
за
неделю
учебный год

1 младшая

10 мин

1

15 мин

32

2 младшая

15 мин

1

15 мин

32

3.3 Методические материалы
1. Андреенко Т.А. Использование кинетического песка в работе с
дошкольниками. – «Детство-пресс», 2017. - 176с.
2. ВойноваА.В. Песочное рисование. - «Феникс», 2014. - 134с.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке.- СПб.: «Речь»,
2005. – 197с.
4.Ратникова Е.В., Гаврик А.В. Игры на песке. Работа с семьей и детьми.
«Академический проект», 2018. – 335с.
5.Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Песочная терапия в развитии
дошкольников- М: ТЦ «Сфера», 2018. – 97с.

6. Тупичкина Е.А. Мир песочных фантазий: Программа обучения детей
рисованию песочных картин в технике "Sand-Art" (для детей дошкольного и
младшего школьного возраста). «Аркти», 2019. -112с.
Список используемой литературы
1. Баринова Н. Песок – вода – ладошки. //Ребенок в детском саду. – 2010. - №2.
– с. 2
2. Бережная Н. Ф. Использование песочницы в коррекции эмоциональноволевой и социальной сфер детей дошкольного возраста. //Дошкольная
педагогика. – 2007. - №1. – с. 50
3. Грабенко Т. М. Игры с песком, или песочная терапия. //Дошкольная
педагогика. – 2004. - №5. – с. 26
4. Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы
детей дошкольного возраста. – СПб.: «Детство-Пресс», 2010
5. Жителева С. Песочная терапия. //Ребенок в детском саду. – 2006. - №4. – с. 65
6. Мариелла Зейц «Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница»,
«Москва. Инт», 2010.
7. Кузуб Н.В., Осипук Э.И. В гостях у Песочной Феи. Организация
«педагогической песочницы» и игр с песком для детей дошкольного возраста
[Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования.
2006. Том 3. № 1. С. 66–74. URL:
https://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/2006/n1/29010.shtml
8. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: «Академия развития», 2006.
– 96с


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».