Голосок

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Г. КАЛУГИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
№ 86 «БЕРЕЗКА» ГОРОДА КАЛУГИ
УТВЕРЖДЕНА
приказом № 103/04-06
от «30» августа 2021 г.

ПРИНЯТА
на педагогическом совете
протокол № 1
от «30» августа 2021

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности

вокальный кружок «Голосок»
Возраст обучающихся от 5 до 7 лет
Срок реализации 1 год
Автор-составитель Леутенкова Марина Олеговна
Должность: Воспитатель

Калуга
2021

Пояснительная записка
Программа «Голосок» разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации (приказ
Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года)
и Письмом Минобразования России от 18.06.2003 г. №28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей», и ФГОС ДО.
Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального,
музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и
музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна,
тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того успешно осуществляется общее развитие,
формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, речь, малыш учится
взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных
систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было
правильно, природосообразно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.
Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания.
Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающее влияние на
обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная
функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает
качество иммунных процессов.
Данная программа направлена на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.
Программа разработана на основе Программы музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон» (автор - Э.П.Костина). Программа музыкального образования для детей раннего и дошкольного возраста. М. Просвещение, 2004г.
Цель – формирование эстетической культуры дошкольника; развитие певческих навыков.
Задачи:
1. Формирование интереса к вокальному искусству.
2. Развитие умений петь естественным голосом, без напряжения; постепенно расширяя диапазон.
3. Развитие музыкального слуха, координации слуха и голоса.
4. Развитие умений различать звуки по высоте;
2

5. Развитие чистоты интонирования, четкой дикции, правильного певческого дыхания, артикуляции.
6. Развитие умений петь, выразительно передавая характер песни.
7. Формирование певческой культуры (правильно передавать мелодию естественным голосом, без напряжения),
8. Совершенствование вокально-хоровых навыков.
Планируемый результат:
1.
Дети владеют навыками пения: петь легко, не форсируя звук, с четкой дикцией, петь хором и без него, удерживать дыхание до конца фразы, чисто интонировать мелодию в поступенном движении вверх на квинту и на кварту.
2.
Дети владеют простейшими навыками игры на музыкальных инструментах; усваивать ритмический рисунок, движение
мелодии, играть слаженно.
3.
Эмоционально откликаются на музыкальные произведения, понимают их, сформирован положительный настой к воспроизведению музыкального произведения на музыкальных инструментах и к пению.
4.
Основаны этические нормы на основе праздников.
Результаты работы будут отслеживаться следующими способами: умение ребенком применять знакомые народные песни
в играх, процессе праздников, развлечений, а также в самостоятельной деятельности, методом наблюдения, способом прослушивания.
Подведение итогов реализации дополнительной образовательной программы будут проходить в форме концерта.
Основополагающие принципы программы:

Принцип полноты и целостности музыкального образования детей;

Принцип деятельностного подхода;

Принцип культуросообразности;

Принцип последовательности;

Принцип системности;

Принцип интеграции;

Принцип развивающего обучения;

Принцип гуманизации;

Принцип сотрудничества;

Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи;

3

Организация и проведение занятий
Программа вокального кружка «Голосок» предназначена для детей 5 – 7 лет. Предполагается 60 занятий в год. Занятия
проводятся с октября по май, один раз в неделю во второй половине дня.
Продолжительность занятия 20 – 30 минут.
Особенности слуха и голоса детей 5-6 лет.
На шестом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. Общее развитие на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата
и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается xpупкостью, ранимостью. Гортань с
голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 5-6 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.
Дети могут петь в диапазоне ре-до2 . Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать
песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки {ми) фа-си. В этом диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, его надо избегать.
Особенности слуха и голоса детей 6-7лет.
У детей этого возраста достаточно развита речь, они свободно высказывают свои суждения по содержанию песни, оценивают свое пение и пение товарищей. У детей 7-го года жизни появляется способность активного мышления. Они более самостоятельны и инициативны во время обучения. Интенсивно развивается их музыкальное восприятие, оно становится целенаправленным. Дети могут самостоятельно определить характер музыки, изменение динамики, смену темпов в пении, направление движения мелодии, поступенное и скачкообразное понижение и повышение звуков; свободно различают звуки по высоте и длительности; укрепляется, становится более устойчивой вокально – слуховая координация.
В работе по пению с детьми этого возраста следует учитывать не только психические, но и физические особенности
развития ребенка.
Голосовые мышцы у детей еще не совсем сформированы, певческое звукообразование происходит за
счет натяжения краев связок, поэтому форсированное пение следует исключить. Крикливость искажает тембр голоса, отрицательно влияет и на выразительность исполнения. Надо учить детей петь не напрягаясь, естественным светлым звуком, и только в этом случае у них разовьются правильные вокальные данные, в голосе появиться напевность, он станет крепким и звонким.
Огромную роль в звукообразовании играет певческое дыхание. У детей 6-7 лет увеличивается объем легких, дыхание
4

становиться более глубоким, это позволяет педагогу использовать в работе песни с более длинными музыкальными фразами.
У детей расширяется диапазон (до – ре). Дети правильно интонируют мелодию.
Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:
- песни хором в унисон
- группами (дуэт, трио и т.д)
- тембровыми подгруппами
- при включении в хор солистов
- пение под фонограмму.
Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности певческого звучания каждого ребенка и
чистоту интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную тембровую
подгруппу.
Для того чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать, соединять возможности
слуха и голоса), нужно соблюдение следующих условий:
 игровой характер занятий и упражнений,
 активная концертная деятельность детей,
 доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях
 атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия)
 звуковоспроизводящая аппаратура (аудиомагнитофон, микрофон, кассеты и СD-диски – чистые и с записями музыкального материала)
 сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста
Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу с детьми, родителями и воспитателями, разъясняя
им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка. При работе
над песнями необходимо соблюдать правильную вокально-певческую постановку корпуса.
Программа включает подразделы:
 развитие музыкального слуха и голоса;
 песенное творчество;
5

 певческая установка;
 певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки эмоционально-выразительного исполнения; певческое дыхание; звукообразование; навык выразительной дикции)
Основной формой организации деятельности детей являются кружковые занятия.
Структура занятия.
1. Вводная часть
- Приветствие
- Упражнения, направленные на подготовку голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений (артикуляционная гимнастика, интонационно-фонетические упражнения, скороговорки, чистоговорки, упражнения для
распевания).
3. Основная часть.
Работа над песней. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам,
динамическими оттенками.
4. Заключительная часть.
Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над
выразительным артистичным исполнением.
Методические приемы:
1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:
 знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения)
 работа над вокальными и хоровыми навыками;
 проверка у детей качества усвоения песни (исполнение песен по одному, пение хором).
2. Приемы работы над отдельным произведением:
 пение песни с полузакрытым ртом;
 пение песни на определенный слог;
 проговаривание согласных в конце слова;
 произношение слов шепотом в ритме песни;
6

 выделение, подчеркивание отдельной фразы, слова;
 настраивание перед началом пения (тянуть один первый звук);
 остановка на отдельном звуке для уточнения правильности интонирования;
 анализ направления мелодии;
 использование элементов дирижирования;
 пение без сопровождения;
 зрительная, моторная наглядность.
3. Приемы звуковедения:
 выразительный показ (рекомендуется аккапельно);
 образные упражнения;
 оценка качества исполнение песни

7

Перспективный план работы
Октябрь
Содержание работы

Задачи

Музыкальный материал

1. Коммуникативная игра- Освоение пространства, установление кон- «Приветствие»
тактов, психологическая настройка на рабо- Модель И. Евдокимовой.
приветствие.
ту.
«Здравствуйте» Картушина.
2.Артикуляционная гимна- Развивать певческий голос, способствовать «Паровоз» - Короткий вдох, долгий выстика по системе В. Еме- правильному звукообразованию, охране и дох;
укреплению здоровья детей.
«Машина»- вибрация губ. «Самолѐт»- на
льянова.
звук «У» (протяжно, на цепном дыхании,
повышая и понижая голос)
Упражнять в точном интонировании трезву- Пропевание гласных
чий, удерживать интонации на повторяю- «А-О-У-И-Э» в разной последовательно3.Интонационнофонетические упражнения. щихся звуках. Выравнивание гласных и со- сти.
гласных звуков. Следить за правильной певческой артикуляцией.
4.Скороговорки.
ворки.

Чистого- Учить детей чѐтко проговаривать текст, 1. «Говорил попугай попугаю».
включая в работу артикуляционный аппарат;
Проговаривать с разной интонацией (удив- 2. «Тигры».
ление, повествование, вопрос, восклицание), 3. «Вѐз корабль карамель».
темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать об8

раз и показывать действия). Петь на одном 4. «Кит-рыба».
звуке. (Далее задачи те же).
5. Упражнения для распе- Упражнять детей в чистом интонировании
поступенного и скачкообразного движения 1. «Котенок и бабочка»
вания.
2. «Птичка и Лиса»
мелодии вверх и вниз.
3. «Машенька и Медведь»
А.Евтодьевой
6. Песни.

Учить детей петь естественным голосом, без
напряжения, правильно брать дыхание меж- «Гномики» муз. и сл. К.Костина,
ду музыкальными фразами и перед началом р.н.п. «Ходила младешенька»
пения;
Учить детей исполнять песни лѐгким звуком
в подвижном темпе и напевно в умеренном;
Петь естественным звуком, выразительно,
выполнять логические ударения в музыкальных фразах, отчѐтливо пропевать гласные и
согласные в словах.
Учить детей исполнять песни а капелла.

Количество занятий – 4

9

Ноябрь
Содержание работы
1. Игра-приветствие.

Задачи

Музыкальный материал

Психологическая настройка на занятие.

Упражнения: 1. «В гости».
2. «Здравствуйте».
М. Картушина.

2.Артикуляционная гимна- Подготовка голосового аппарата к дыха- Упражнения:
стика по системе В. Еме- тельным, звуковым играм, пению. Способ- 1. «Обезьянки».
ствовать правильному звукообразованию,
льянова.
2. «Весѐлый язычок».
охране и укреплению здоровья детей.
Упражнять в точном интонировании трезву- Пропевание гласных
3.Интонационнофонетические
упражне- чий, удерживать интонации на повторяю- «А-О-У-И-Э» в разной последовательнощихся звуках. Выравнивание гласных и со- сти.
ния.
гласных звуков. Формировать звучание голоса ближе к фальцетному. Следить за правильной певческой артикуляцией.
1. Няня мылом мыла Милу…»
4.Скороговорки.
Чисто- Учить детей чѐтко проговаривать текст,
включая в работу артикуляционный аппарат; 2. «Сорок сорок ели сырок…»
говорки.
Проговаривать с разной интонацией (удив3. Знакомый материал.
ление, повествование, вопрос, восклицание),
темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Петь на одном
звуке. (Далее задачи те же).
1. «Фокус-покус».
10

5 Упражнения для распе- Расширять диапазон детского голоса. Учить 2. «Чудо-лесенка».
точно попадать на первый звук. Слышать и
вания.
передавать поступенное и скачкообразное 3. «Храбрый портняжка» А.Евтодьевой
движение мелодии. Самостоятельно попадать в тонику.
«Сонная песенка» русский текст О. Петерсон, муз. Р. Паулса,
1. Продолжать учить детей петь естествен- «Пестрый колпачок» Г.Струве.
6. Пение.
ным голосом, без напряжения, правильно
брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения;
2. Петь выразительно, передавая динамику
не только куплета к куплету, но и по музыкальным фразам;
3. Выполнять паузы, точно передавать ритмический рисунок, делать логические (смысловые) ударения в соответствии с текстом
песен;
4. Петь лѐгким, подвижным звуком, напевно,
широко, с музыкальным сопровождением и
без него.
Количество занятий - 8

11

Декабрь
Содержание работы
Задачи
Музыкальный материал
1. Коммуникативная игра- Освоение пространства, установление кон- 1. «Приветствие»
тактов, психологическая настройка на рабо- Модель И. Евдокимовой.
приветствие.
ту.
2. «Здравствуйте» Картушина.
2.Артикуляционная гимна- Развивать певческий голос, способствовать
стика по системе В. Еме- правильному звукообразованию, охране и
укреплению здоровья детей. Подготовить
льянова.
речевой аппарат к работе над развитием голоса.

«Лошадка» - прищѐлкивание, язычок;
«Паровоз» - Короткий вдох, долгий выдох;
«Машина»- вибрация губ. «Самолѐт»- на
звук «У» (протяжно, на цепном дыхании,
повышая и понижая голос).

Учить детей «рисовать» голосом, изображать Пропевание гласных « А-О-У-И-Э» в
3.Интонационноразной последовательности
фонетические
упражне- звуковой кластер;
Учить детей соотносить своѐ пение с пока- «По волнам», «Качели», «По кочкам».
ния.
зом рук, добиваясь при этом осмысленного,
эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать
карточки для работы руками по извлечению
звука.
4.Скороговорки, стихи.

Учить детей чѐтко проговаривать текст,
включая в работу артикуляционный аппарат;
Развивать образное мышление, мимику,
эмоциональную отзывчивость. Учить детей
использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удив12

Проговаривание текста песен, попевок.
«Уточка»,
«На дворе трава».
Знакомый репертуар.

лѐнно и.т.д.
5 Упражнения для распе- Закреплять у детей умение чисто интонировать при поступенном движении мелодии,
вания.
удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно интонировать интервалы.
Упражнять в точной передаче ритмического
рисунка мелодии хлопками во время пения.
6. Пение.

Побуждать детей к активной вокальной деятельности.
Учить детей петь в унисон, а капелла.
Отрабатывать перенос согласных, тянуть
звук как ниточку.
Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно,
напевно.
Развивать у детей умение петь под фонограмму.
Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения).

«Храбрый портняжка»,
«Золушка и сестры» А.Евтодьевой,
«Гроза»
Знакомый репертуар.

«Белые снежинки» сл. И. Шефрана, муз.
Г. Гладкова
«Зимняя сказка» сл. А. Усачева, муз. А.
Пинегина

Количество занятий – 4

13

Январь
Содержание работы

Задачи

Музыкальный материал

1. Коммуникативная игра- Освоение пространства, установление кон- «Приветствие»
тактов, психологическая настройка на рабо- Модель И. Евдокимовой.
приветствие.
ту.
«Здравствуйте» Картушина.
2.Артикуляционная гимна- Подготовить речевой аппарат к дыхатель- Работа с губами: (покусать зубами верхстика по системе В. Еме- ным и звуковым играм. Развивать дикцию и нюю и нижнюю губу). Упр. «Я обиделартикуляцию.
ся»,
льянова.
«Я радуюсь».
Учит детей ощущать и передавать интона3.Интонационнофонопедические упражне- цию в пении упражнений. Учить детей «рисовать» голосом, пропевать ультразвук.
ния.
Учить детей соотносить своѐ пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного,
эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать
карточки для работы руками по извлечению
звука.
4. Скороговорки.
Стихи.

«Крик ослика» (Й – а...)
«Крик в лесу» (А – у).
«Крик чайки» (А! А!).
«Кричит ворона» (Кар).
«Скулит щенок» (И-и-и)
«Пищит больной котѐнок» (Мяу жалобно).

Учить детей чѐтко проговаривать текст, Чтение текста песен.
включая в работу артикуляционный аппарат. Знакомый репертуар.
Формировать слуховое восприятие. Учить
детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково,
удивлѐнно
14

5.Упражнения для распевания.

Продолжать работу над развитием голоса де- 1. «Волк и красная шапочка»
тей.
2. «По щучьему веленью» А.Евтодьевой
Петь плавно, добиваясь чистоты звучания
каждого интервала

6. Пение

1. Продолжать учить детей петь естествен- Повторение знакомых песен
ным голосом, без напряжения, правильно
брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения;
2. Совершенствовать умение вовремя начинать пение после музыкального вступления,
точно попадая на первый звук;
4. Чисто интонировать в заданном диапазоне;
5. Закреплять навыки хорового и индивидуального пения с музыкальным сопровождением и без него.
6. Совершенствовать исполнительское мастерство.
7. Учить детей работать с микрофоном.

Количество занятий – 3

15

Февраль
Содержание работы

Задачи

Музыкальный материал

1. Коммуникативная игра- Освоение пространства, установление кон- «Приветствие»
тактов, психологическая настройка на рабо- Модель И. Евдокимовой.
приветствие.
ту.
«Здравствуйте» Картушина.
2.Артикуляционная гимна- Развивать певческий голос, способствовать Паровоз» - Короткий вдох, долгий выдох;
стика по системе В. Еме- правильному звукообразованию, охране и «Машина»- вибрация губ. «Самолѐт»- на
укреплению здоровья детей.
звук «У» (протяжно, на цепном дыхании,
льянова.
повышая и понижая голос)
Учить детей выполнять голосом глиссандо «Самолѐты», «Самолѐт летит» М. Кар3.Интонационнофонопедические упражне- снизу вверх и сверху вниз с показом движе- тушиной.
ния рукой. Исполнять в среднем и низком «Мороз» (по методу Емельянова)
ния.
регистрах.
Учить детей долго тянуть звук –У - меняя
при этом силу звучания. Развивать ритмический слух.
4.Скороговорки.
говорки.

Чисто- Учить детей чѐтко проговаривать текст,
включая в работу артикуляционный аппарат;
Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание),
темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия).
16

«Вѐз корабль камень»,
«Ди-ги, ди-ги дай»
«Петя шѐл»
«Думал – думал»

5. Упражнения для распе- Упражнять детей во взятии глубокого дыха- 1. «Три медведя» А.Евтодьевой
ния. Развивать артикуляцию, прикрытый Знакомые распевки.
вания.
звук.
6. Песни.

1. Уточнить умение детей вовремя вступать 1. «Песенка о капитане» Дунаевский
после музыкального вступления, точно по- 2. «Любимый папа» сл. Ю. Энтина
падая на первый звук;
муз. Д. Тухманова
2.Чисто интонировать в заданном диапазоне.
3.Совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенками, не форсируя звук
при усилении звучания.
4. Развивать вокальный слух, исполнительское мастерство, навыки эмоциональной выразительности.
5.Учить детей работать с микрофоном.
Количество занятий – 4
Март

Содержание работы
1. Игра-приветствие.

Задачи

Музыкальный материал

Психологическая настройка на занятие.

Упражнение: «В гости».
«Здравствуйте».
Картушина.

2.Артикуляционная гимна- Подготовка голосового аппарата к дыха- Упражнения:
стика по системе В. Еме- тельным, звуковым играм, пению. Способ- «Обезьянки».
ствовать правильному звукообразованию, «Весѐлый язычок».
льянова.
17

охране и укреплению здоровья детей.
Формировать звучание голоса в разных ре- Знакомый репертуар.
3.Интонационнофонопедические упражне- гистрах, показывая высоту звука рукой Сле- «Лягушка и кукушка»
дить за правильной певческой артикуляцией.
ния.
4.Чистоговорки.

Учить детей чѐтко проговаривать текст,
включая в работу артикуляционный аппарат;
Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание),
темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Петь на одном
звуке.

«Няня мылом мыла Милу…»
«Сорок сорок ели сырок…»
«Шла Саша…»
Знакомый материал.

5. Упражнения для распе- Расширять диапазон детского голоса. Учить 1. «Теремок» Л.Олифировой
детей точно попадать на первый звук. Само- 2. «Вот такая чепуха» И.Рыбкиной
вания.
стоятельно попадать в тонику. Развивать
«цепное» дыхание, уметь интонировать на
одном звуке.
Учить связывать звуки в «легато».
6. Пение.

Побуждать детей к активной вокальной дея- «Мамочка моя»
тельности.
«Мамина песенка» М. Пляцковский
Закреплять умение петь в унисон, а капелла,
пропевать звуки, используя движения рук.
Отрабатывать перенос согласных, тянуть
звук как ниточку.
18

Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно,
напевно.
Продолжать развивать умение у детей петь
под фонограмму и с микрофоном.
Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения).
Количество занятий -4
Апрель
Содержание работы
Задачи
Музыкальный материал
1. Коммуникативная игра- Освоение пространства, установление кон- 1. «Приветствие»
тактов, психологическая настройка на рабо- Модель И. Евдокимовой.
приветствие.
ту.
2. «Здравствуйте» Картушина.
2.Артикуляционная гимна- Развивать певческий голос, способствовать «Лошадка» - прищѐлкивание, язычок;
стика по системе В. Еме- правильному звукообразованию, охране и «Паровоз» - короткий вдох, долгий выукреплению здоровья детей. Подготовить дох;
льянова.
речевой аппарат к работе над развитием го- «Машина»- вибрация губ. «Самолѐт»- на
лоса.
звук «У» (протяжно, на цепном дыхании,
повышая и понижая голос).
Формировать более прочный навык дыхания,
3.Интонационнофонетические
упражне- укреплять дыхательные мышцы, способствовать появлению ощущения опоры на дыхания.
нии, тренировать артикуляционный аппарат.
19

Проговаривание текста песен, попевок.
«Уточка»,
«На дворе трава».
Знакомый репертуар.

4.Скороговорки, стихи.

Учить детей чѐтко проговаривать текст, «Я хороший»,
включая в работу артикуляционный аппарат; «Да и нет» В.Н.Петрушина.
Развивать образное мышление, мимику,
эмоциональную отзывчивость. Формировать
слуховое восприятие. Учить детей использовать различные эмоциональные выражения:
грустно, радостно, ласково, удивлѐнно и.т.д.

5. Упражнения для распе- Добиваться более лѐгкого звучания; разви- 1. «Стрекоза и рыбка»
вать подвижность голоса.
2. «Кот и петух» А.Евтодьевой
вания.
Удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно интонировать интервалы. Упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками во время
пения.
Повысить жизненный тонус, настроение детей, уметь раскрепощаться.
6. Пение.

Продолжать учить детей петь естественным 1. укр.н.п «Веснянка»
голосом, без напряжения, правильно брать 2. «Что такое семья?» Е.Гомоновой
дыхание между музыкальными фразами, и
перед началом пения.
Чисто интонировать в заданном диапазоне.
Закреплять навыки хорового и индивидуального выразительного пения.
Формировать сценическую культуру.
Продолжать обучать детей работать с микрофоном.
Количество занятий -4
20

Май
Содержание работы

Задачи

Музыкальный материал

1. Коммуникативная игра- Освоение пространства, установление кон- 1. «Приветствие»
тактов, психологическая настройка на рабо- Модель И. Евдокимовой.
приветствие.
ту.
2. «Здравствуйте» Картушина.
2.Артикуляционная гимна- Закреплять работу по развитию певческого
стика по системе В. Еме- голоса, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья
льянова.
детей. Подготовить речевой аппарат к работе
над развитием голоса.

«Прогулка» М. Лазарев.

Закреплять умение выстраивать голосом
3.Интонационнофонетические
упражне- звуковую линию;
Закреплять умение детей соотносить своѐ
ния.
пение с показом рук, добиваясь при этом
осмысленного, эстетичного, выразительного
и разнообразного музыкального действия.
Использовать карточки для работы руками
по извлечению звука.
4.Скороговорки, стихи.

Закреплять умение детей чѐтко проговари- Проговаривание текста песен, попевок.
вать текст, включая в работу артикуляцион- Знакомый репертуар.
ный аппарат; Развивать образное мышление,
мимику, эмоциональную отзывчивость.. Использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлѐн21

но и.т.д.
5.Упражнения для распе- Повысить жизненный тонус, настроение де- «Только смеяться»,
тей, эмоциональное благополучие, уметь «Я хороший»,
вания.
раскрепощаться.
Закреплять
вокальные Знакомый репертуар.
навыки детей.
6. Пение.

Совершенствовать вокальные навыки:
«Любимый детский сад» К.Костина
1. Петь естественным звуком без напряже- «В самый первый раз» Н.Разуваевой.
ния;
2. Чисто интонировать в удобном диапазоне;
3. Петь а капелла, под аккомпанемент, под
фонограмму;
4. Слышать и оценивать правильное и неправильное пение;
5. Самостоятельно попадать в тонику;
6. Самостоятельно использовать навыки исполнительского мастерства, сценической
культуры.

Количество занятий – 8

22

Диагностика уровня развития певческих умений
№ Показатели (знания, умения, навыки)
Оценка/б
п/п
0
Н
1.

Качественное исполнение знакомых песен.

2.

Наличие певческого слуха, вокально-слуховой координации

3.
4.

Умение импровизировать
Чисто интонировать на кварту вверх и вниз, квинту и сексту

5.

Навыки выразительной дикции

0 - не справляется с заданием
н (низкий) - справляется с помощью педагога
с (средний) - справляется с частичной помощью педагога
в (высокий) - справляется самостоятельно

23

с

в

Перечень программно-методического обеспечения
1. Музыкально-дидактические игры, упражнения используются при разучивании песен, при обучении игре на детских
музыкальных инструментах.
2. Комплекс дыхательной гимнастики Чарели – при работе над песней.
3. Пальчиковая гимнастика помогает детям отдохнуть, расслабиться, укрепляет мышцы пальцев, ладоней, что помогает
при игре на детских музыкальных инструментах.
4. Артикуляционная гимнастика.
5. Программы, сценарии концертов.
6. Сборники песен, попевок.
7. Магнитофон, аудиокассеты, CD-диски - фонограммы используются на занятиях, развлечениях, концертах, праздниках, в самостоятельной деятельности.
8. Ноутбук - презентации для знакомства с новыми музыкальными произведениями, с песнями.
Список литературы
1. Абелян Л.М.Как Рыжик научился петь, М. «Советский композитор», 1989 г.
1. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. М. Музыка, 1997г.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
3. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки».
«Невская НОТА», С-Пб, 2010.
4. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
5. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры дошкольников. М. Просвещение, 1982г.
6. Костина Э.П. Камертон. Программа музыкального образования для детей раннего и дошкольного возраста. М. Просвещение, 2004г.
7. Метлов Н.А. Музыка – детям. М. Просвещение, 19895г.
8. Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М. АРКТИ, 2000г.
9. Орлова Т. М. Бекина С.И. Учите детей петь. М. Просвещение, 1986г.
10. Пегушина З. Развитие певческих навыков у детей. Дошкольное воспитание № 9, 1988г.
11. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников.
М. Просвещение, 1984г.
24

12. Разуваева Н.А. Праздники и развлечения в детском саду. М. Музыка, 2004г.
13. Шереметьев В.А. Пение, воспитание детей в хоре. М. Музыка, 1990г.
14. Шейн В.А. Гамма. Сценарии музыкально - развивающих игр по обучению детей дошкольного возраста музыкальной
грамоте. М. ГНОМ и Д, 2002г.

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».