Дополнительная ООП Творческая мастерская

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ № 86 «БЕРЕЗКА» ГОРОДА КАЛУГИ
(МБДОУ № 86 «Березка» г. Калуги)
_____________________________________________________________________
248901 г. Калуга, ул. Школьная, д.15а
УТВЕРЖДЕНА
Приказом заведующего
от «01» октября 2019 г. № 96/04-06
с изменениями от 30. 08.2021 г.№ 103/04-06

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Творческая мастерская»
Возраст учащихся: ___5-7___ лет
Срок реализации: __1__ год

Авторы-составители:
Киркора Екатерина Сергеевна, воспитатель
Смыкалова Евгения Васильевна, воспитатель

Калуга, 2021.
Содержание
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка…………………………………………………………….3
1.2. Цель и задачи программы………………………………………………………….5
1.3. Содержание программы……………………………………………………………6
1.4. Планируемые результаты…………………………………………………………13

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный план………………………………………………………11
2.2. Условия реализации программы…………………………………………………13
2.3. Формы контроля…………………………………………………………………..14
2.4. Оценочные материалы……………………………………………………………14
2.5. Методические материалы………………………………………………………...15
2.6. Список литературы……………………………………………………………….16

2

Раздел I Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
«Художественное творчество характеризует непрерывное единство
познания и воображения, практической деятельности и психических процессов.
Оно является специфической духовно-практической деятельностью, в результате
которой возникает особый материальный продукт произведение искусства».
В.Г. Злотников
Актуальность
Перемены, происходящие в современном мире, требуют ускоренного
совершенствования
образовательного
пространства,
определение
целей
образования, учитывающих государственные, социальные и личностные интересы.
В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего
потенциала новых образовательных стандартов.
Новизна программы состоит в том, что она показывает развивающие
функции художественно - эстетической деятельности. В настоящее время в
образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения особое
внимание уделяется художественно-эстетическому развитию дошкольников.
Актуальность проблемы определяется тем, что художественно-эстетическое
развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению
чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание
нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность.
Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания.
Составляющей этого процесса становится художественное образование - процесс
усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к
художественному творчеству
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в
содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения
и является его приоритетным направлением. Основой художественного воспитания
и развития ребёнка является искусство. Освоение этой области знаний – часть
формирования эстетической культуры личности. Изобразительная деятельность
помогает усвоению искусствоведческих знаний, умений, навыков, развивает
способности к изобразительному творчеству.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря
которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда,
преумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к
творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Ребенок в
процессе создания работы по изобразительной деятельности испытывает разные
3

чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если чтото не получается, стремится преодолеть трудности.
Художественная деятельность является одним из важнейших средств
познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с
самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. Изображая
что-либо в своих работах, ребенок формирует и развивает у себя определенные
способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство
цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаз и руки,
владение кистью руки, мелкая моторика. Систематическое овладение всеми
необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость
творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное,
нравственно-трудовое, физическое).
Мы заинтересовались возможностью применения нетрадиционных приемов
изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения,
творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники работ
демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно,
достоинством таких техник является универсальность их использования.
Технология их выполнения интересна и доступна ребенку. Именно поэтому,
нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они
открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и
самовыражению в целом. На практике эти задачи реализуются нами через занятия
с детьми 5-7 лет в кружке «Творческая мастерская».
В рамках занятий дети неограниченны в возможностях выразить в работах
свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов
способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и
линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят
форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и
интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое
привлечение к процессу творчества. Этим занятиям отводится роль источника
фантазии, творчества, самостоятельности.
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не
может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях мы даем возможность
каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость
творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по
принципу постепенного усложнения материала.
Педагогическая целесообразность
Особенностью предлагаемой программы является ведение занятий всех
видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации и рисования. На занятиях
детей знакомят с изобразительным искусством и побуждают выбирать тот или
иной вариант изображения, вносить свои дополнения, обогащающие содержание
рисунка, лепки или аппликации. Таким образом, создается возможность для
развития творческих способностей каждого ребенка. От занятия к занятию
возрастает самостоятельность детей.
Формирование групп
4

Формирование учебных групп проводится по возрастному принципу. В
исключительных случаях на усмотрение педагога и с учетом индивидуального
развития ребенка в группу могут быть включены дети и другого возраста. При
наличии организационно – педагогических условий возможен добор в группы в
течение учебного года.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во второй половине
дня.
Продолжительность занятий предусмотрена в соответствии с возрастом детей от 20
до 30 минут.
Срок реализации программы
Программа рассчитана на один год обучения с детьми 5-7 лет. План занятий
проводится из расчета 1 занятия в неделю.
Принципы проведения занятий:
 системность подачи материала – взаимосвязь комплекса методов и приѐмов во
всех видах занятий, и на протяжении всего периода обучения по данной
программе;
 наглядность в обучении - осуществляется на основе восприятия наглядного
материала;
 цикличность построения занятия – занятия составлены на основе предыдущего
занятия;
доступность - комплекс занятий составлен с учѐтом возрастных особенностей
дошкольников по принципу дидактики (от простого - к сложному);
 проблемность – активизирующие методы, направленные на поиск разрешения
проблемных ситуаций;
 развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на развитие
эстетических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозора.
Используемые методы:
 словесный;
 наглядный;
 практический;
 творческой деятельности;
 репродуктивный.

1.2 Цель и задачи программы
Цель: Цель: развитие интереса к творчеству, изобразительному искусству
через формирование умения пользоваться нетрадиционными техниками
изображения и удовлетворение потребности ребенка в самовыражении.
5

Задачи:
Познакомить с приемами нетрадиционных техник рисования, лепки, аппликации.
 Учить детей видеть и понимать прекрасное в искусстве, радоваться красоте
окружающего мира.
 Подводить детей к самостоятельности в создании выразительного образа при
изображении предметов и явлений окружающей действительности.
 Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
1.3 Содержание программы
Календарно-тематический план на учебный год
Сентябрь
Тема
Аппликация
Тема: «Ёжик»

Рисование
Тема: «Осенний лес»

Цель
Цель: Закрепить представления детей о том,
как выглядит ежик, где живёт, чем питается,
как готовится к зиме.
Учить детей составлять композицию и красиво
располагать на шаблоне, аккуратно работать
с бумагой и клеем.
Задачи:
- развивать творческие способности,
воображение, внимание
- развивать мелкую моторику, аккуратность
- обогащать активный словарь
- воспитывать художественный вкус,
эстетическое восприятие.
Цель: учить детей рисовать с натуры, предавая
форму и окраску осенних листьев.
Совершенствовать изобразительную технику
(смешивать акварельные краски для получения
сложных оттенков и передачи осеннего
колорита).
Задачи: Познакомить с новым способом
получения изображения - оттиск листьев на
бумаге (учить наносить краску на листья и
"печатать" ими на бумаге). Поощрять детей
воплощать в художественной форме свои
представления, переживания, чувства. Вызвать
желание передавать характерные признаки
объектов и явлений природы; поддерживать
6

творческие проявления.

Рисование
Тема: «Осенние мотивы»

Рисование
Тема: «Сказочная птица»

Лепка
Тема: «Пряники для
друзей»
(Пластилинография,
фигурные макаронные
изделия).

Цель: познакомить с новым способом
изображения - раздуванием краски, показать
его выразительные возможности; помочь
детям освоить новый способ спонтанного
рисования, когда изображаемый объект
получается путем свободного нанесения пятен
краски и воздействия на них посредством
активной работы легких (выдувание рисунка),
что дает случайный, непредсказуемый эффект;
развивать мышцы рта, тренировать дыхание;
развивать воображение, фантазию, интерес к
нетрадиционным способам рисования.
Цель: Совершенствовать навыки рисования
ладошкой.
Закрепить у детей умение смешивать краску на
палитре.
Развивать воображение, фантазию.
Цель: Знакомство с новой техникой; Развивать
мелкую моторику рук, чувство цвета, образное
мышление, эстетическое восприятие,
креативность.
Задачи: упражнять сплющивать шар, сдавливая
его в ладошках; развивать желание делать чтолибо для других; формировать интерес к
работе с пластилином; развивать мелкую
моторику.
Октябрь

7

Рисование
Тема: Под грибом.

Аппликация
Тема: Что можно сделать из
квадрата?

Аппликация
Тема: По замыслу

Цель: Создать условия для реализации
художественно-творческой деятельности детей
через рисование.
Задачи: Создать условия для:
Обогащения представлений детей об
авторских и русских народных сказках.
Формирования умения грамотно оформлять
свои ответы, эмоционально реагировать на
литературное произведение.
Выявления исходных умений и навыков
детей: умение передавать несложный сюжет,
объединяя в рисунке несколько предметов.
Развития интереса и любви к книге.
Цель: развитие творческого воображения,
фантазии; выявление уровня полученных
знаний.
Задачи: Создать условия для:
Освоения навыка составления из готовых
бумажных квадратов изображения предметов и
аккуратного их наклеивания.
Выявления уровня использования
аппликативных навыков в процессе
изобразительной деятельности.
Развития творчества, воображения, фантазии
Цель: Создать условия для реализации
художественно-творческой деятельности детей
через аппликацию.
Задачи: Создать условия для:
Знакомства детей с натюрмортом как жанром
живописи, его содержанием, композицией,
подбором цветов предметов.
Самостоятельного определения, на основе
ранее полученных представлений об овощах и
фруктах, заготовок по цвету и форме.
Формирования навыка вырезания овощей и
фруктов, правильно передавая их форму и
характерные детали, используя при вырезании
все поверхность исходной формы.
Развития самостоятельности, творческой
активности.
Ноябрь

8

Рисование
Тема: Ветка рябины в вазе

Цель: Создать условия для реализации
художественно-творческой деятельности в
процессе рисования.
Задачи: Создать условия для:
Формирования умения рисовать ветку рябины
в вазе с натуры, добиваясь точной передачи
строения ветки, формы и окраски листвы и
ягод.
Совершенствования умения детей в
смешивании красок для получения нужных
оттенков цвета.
Воспитания самостоятельности.
Развития композиционных умений,
художественного вкуса

Аппликация
Тема: Пушистые картинки

Цель: Создать условия для реализации
художественно-творческой деятельности детей
в процессе создания аппликативного образа.
Задачи: Создать условия для:
Знакомства с нетрадиционной техникой
изображения – аппликация из шерстяной нити.
Обогащения аппликативных техник – создание
образа двумя разными способами: контурного
и силуэтного.
Развития мелкой моторики рук.
Воспитания аккуратности при работе с изо
материалами

Рисование
Тема: «Дары осени»

Цель: Формировать эстетическое отношение к
натюрмортам из даров осени и их изображение
в рисунке. Познакомить с нетрадиционной
техникой изображения: оттиском пробкой и
печатками картофеля. Развивать чувство
композиции и колорита.

Рисование
Тема: «Грустная осень»

Цель: Обобщать знания детей о поздней осени
и её характерных особенностях. Учить
изображать хмурую осень, пасмурное небо,
сильный ветер, холодный дождь, голые
деревья. Учить передавать в рисунке передний
и задний план, составлять композицию с
использованием разных способов. Развивать
способность передавать колорит поздней
9

осени, подбирать нужные цвета, передавать
настроение.

Декабрь
Рисование
Тема: «Снежинка»

Рисование
Тема: «Берёза в снегу»

Рисование
Тема: «Узоры на окне»

Рисование
Тема: «На новогоднем
празднике»

Цель: Учить передавать в графической форме
природные образы, погодные явления.
Формировать навыки декоративного
рисования. Воспитывать любовь к природе,
усидчивость, аккуратность в работе. Развивать
творческое воображение.
Цель: Закрепить умение рисовать берёзу.
Учить детей передавать заснеженность дерева
методом тычка мягкой кистью. Развивать
чувственное восприятие. Воспитывать
эстетический вкус.
Цель: Познакомить детей с возможностью
рисования зубной пастой или белой
корректирующей жидкостью. Учить украшать
квадрат узорами (точками, полосками,
кругами, цветами, листьями). Развивать
наблюдательность, фантазию, творчество и
воображение.
Цель: Учить детей намечать силуэт новогодней
ёлки и передавать пушистость ветвей с
помощью оттиска поролоновым тампоном.
Украшать новогоднюю ёлку разноцветными
игрушками. Развивать чувство цвета,
фантазию, творческие способности и
воображение.
Январь

10

Рисование
Тема: «Рыбки в аквариуме»

Рисование
Тема: «Мой маленький
пушистый друг»

Цель: Совершенствовать умение передавать
в рисунке многообразие форм, фактуры,
пропорциональных отношений. Воспитывать
усидчивость, любовь к природе.
Цель: Совершенствовать умение детей в
различных изобразительных техниках(тычок
жёсткой кистью, оттиск скомканной бумагой).
Учить, наиболее выразительно, отображать в
рисунке облик животных. Развивать чувство
композиции.

Рисование
Тема: «Разноцветный
набрызг»

Цель: Познакомить детей с нетрадиционной
техникой рисования - набрызг. Учить
создавать разнообразный фон для рисования.
Развивать фантазию, творчество

Рисование
Тема: «Сказочная птица»

Цель: Совершенствовать умение делать
отпечатки ладони и дорисовывать их до
определённого образа. Развивать воображение,
творчество. Воспитывать аккуратность в
работе.

Объемная фигурка и
бумаги и ниток.
Тема: «Снегирь»

Аппликация
Тема: «Снеговик»

Февраль
Цель: познакомить детей с новым для них
видом ручного труда: комбинирование
цветной бумаги и ниток. Ознакомить с
техникой работы. Тренировать в вырезании из
бумаги различных фигур, склеивании их в
единое целое. Учить использовать
в работе мелко нарезанные нитки,
формировать из них шарики путем катания
круговыми движениями и приклеивать нитки и
помощью клея к аппликации. Внимательно
слушать объяснения педагога и повторять его
действия. Быть внимательным и аккуратным.
Цель: продолжать знакомить детей с техникой
выполнения аппликации из ниток. Учить
равномерно намазывать небольшие участки
изображения и посыпать их мелко
нарезанными педагогом нитками,
соответствующим участку изображения
цветом. Учить располагать готовую работу на
11

Аппликация
Тема: «Зайчик»

Аппликация
Тема: «Зайцы на лесной
опушке»

диске.
Цель: познакомить с новым видом работы:
накручивании узких полосок бумаги на спичку
и пальцы, формирование из скрученных
бумажных комочков фигурки определенной
формы, приклеивание их на общий
фон (картон) с помощью клея.
Цель: учить создавать объемную аппликацию
из кусочков ткани. Учить использовать для
декорирования бисер, блестки, цветные нитки.
Учить составлять композицию, развивать
чувство художественного и эстетического
вкуса.
Март

Открытка для мамы.
Тема: «8 марта»

Цель: учить украшать открытку для мамы
цветами. Закрепить умение пользоваться
знакомыми техниками.

Рисование
Тема: «Чудо-букет»

Цель: Создать условия для реализации
художественно-творческой деятельности детей
в процессе лепки и рисования.
Задачи: Создать условия для:
Формирования умения детей создавать
цветочные композиции пластическими
средствами по мотивам народного искусства
(букет, вазон, венок).. Совершенствования
техники рельефной лепки.
Понимания рационального способа получения
большого количества одинаковых элементов
(цветов) - сворачивание трубочки (рулона) и
разрезание на части.
Развития чувства ритма и композиции.
Воспитания художественного вкуса
Цель: научить складывать лист пополам, на
одной стороне рисовать пейзаж, на другой
получать его отражение в зеркале. Половину
листа протереть губкой.
Цель: учить рисовать ветки с натуры,
передавать форму вазы и веток, учить рисовать
полураспустившиеся листочки.
Апрель

Рисование
Тема: «Ранняя весна»
Рисование
Тема: «Ветка с первыми
листами»

12

Рисование
Тема: «Грачи прилетели»

Цель: учить детей печатками из ластика
изображать стаю перелетных птиц.

Рисование
Тема: «Звездное небо»

Цель: учить создавать изображение звездного
неба, используя акварель и свечу.

Рисование
Тема: «Одуванчики»
Рисование
Тема: «Красивый пейзаж»

Цель: закрепить технику рисования
веревочкой.
Цель: знакомить с методом рисования песком,
формировать умение композиционно
располагать изображаемые объекты и
предметы.
Май

Рисование
Тема: «День победы»

Цель: продолжать учить рисовать
фломастерами, распределять по листу
разноцветные брызги.
Вызвать желание передавать характерные
признаки изображаемых объектов;
поддерживать творческие проявления.
Объемная аппликация
Цель: учить детей создавать крупные цветы из
Тема: «Большой пион»
гофрированной бумаги
Аппликация
Цель: научить детей использовать материал
Тема: «Изготовление картин который дала природа, для создания картин и
из природных материалов» поделок. Воспитание художественного вкуса
Объемная аппликация
Тема: «Весенние шары»

Цель: научить изготавливать шар из нитки и
клея, а так, же научить декорировать его,
используя простую бумагу и клей. Воспитания
художественного вкуса

1.4 Планируемые результаты:
1. Значительное повышение уровня развития творческих способностей.
2. Расширение и обогащение художественного опыта.
3. Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка,
обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
4. Овладение простейшими операциями (резать, сминать, надрезать, и т.п.).
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарный учебный план
13

группа

Время Занятий в Количество Количество
занятия
неделю
часов в часов
за
неделю учебный год

Средняя

20 мин

1

20 мин

32

Старшая/Подготовительная

30 мин

1

30 мин

32

2.2 Условия реализации программы

















Необходимый материал для выполнения поделок
акварельные краски, гуашь;
восковые и масляные мелки, свеча;
ватные палочки;
поролон;
трубочки коктейльные;
палочки или старые стержни для процарапывания;
матерчатые салфетки; бумажные салфетки.
стаканы для воды;
подставки под кисти;
Кисти
мягкий пластилин
цветной картон
цветная бумага, гафрированная бумага,
бумага для акварели, ватман формат А3,А2
Клей ПВА
Бросовый материал

- Картотека литературно - художественного материала (стихи, загадки, пословицы,
поговорки).
- Фонотека классических музыкальных произведений, для сопровождения
творческой деятельности детей.
- Картотеки дидактических, подвижных, пальчиковых игр.
- Картотека схем выполнения, которые помогут ребенку при создании творческих
работ.
- Рекомендации для родителей по созданию условий для ручного труда детей в
семье.
- Рекомендации воспитателям по созданию условий для развития у детей навыков
художественного труда на занятиях и в повседневной жизни.
2.3. Формы контроля.
14

Месяц
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май

Форма контроля
Выставка «Осень на опушке краски разводила»
Выставка «Что нам осень подарила»
Выставка «Грустная осень»
Выставка «Новогодний карнавал»
Выставка «За воротами зима»
Выставка «Сказочный лес»
Выставка «Весна пришла!!! Весне дорогу!!!»
Выставка «Вода-зеркало природы»
Выставка «Вот и лето к нам пришло»
2.4. Оценочные материалы.

Определение уровня и оценка динамики развития изобразительных умений
и навыков детей и их творческих проявлений проводится 2 раза в год (октябрь,
май) по критериям:
1 критерий: содержание выполненного изображения, его компоненты, их
разнообразие;
2 критерий: передача формы (формы простая или сложная, передана точно или
искаженно);
3 критерий: цвет (цвета яркие или бледные, теплые или холодные);
4 критерий: композиционные умения;
5 критерий: эмоционально – художественное восприятие, творческое
воображение.

Параметры развития детей в художественно-творческой деятельности
Параметры
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
развития
развития
развития
развития
Содержание
Испытывает
выполненного
Полностью владеет
затруднения в
Пользуется
изображения, его
техническими
применении
помощью
компоненты, их навыками и умениями. технических навыков
педагога.
разнообразие
и умений.
Форма частично
Форма не
Форма точно
соответствует
соответствует
Передача формы
соответствует
изображаемому
изображаемому
изображаемому объекту
объекту
объекту
15

Развитие
цветового
восприятия.

Использует всю
цветовую гамму.
Самостоятельно
работает с оттенками.

Использует всю
цветовую гамму.

Самостоятельно
Развитие
составляет и выполняет
композиционных
композиционный
умений
замысел.

Испытывает
затруднения в
композиционном
решении.

Видит красоту
окружающего мира,
художественных
произведений,
народного декоративно
Развитие
- прикладного
эмоционально –
творчества, отражает
художественного
свое эмоциональное
восприятии,
состояние в работе.
творческого
Увлечен выполнением
воображения.
работы, создает образы
самостоятельно,
использует в полной
мере приобретенные
навыки.

Видит красоту
окружающего мира,
художественных
произведений,
народного
декоративно прикладного
творчества.
Испытывает
затруднения в
передаче своего
эмоционального
состояния через
образы.

Использует не
более 2-3 цветов.
Изображает
предметы не
объединяя их
единым
содержанием.
Чувствует красоту
окружающего
мира,
художественных
произведений,
народного
декоративно прикладного
творчества. Но не
может
самостоятельно
выразить свое
эмоциональное
состояние через
образ, цвет.

2.5. Методические материалы.
1. Изобразительное творчество в детском саду. Путешествия в тапочках, валенках,
ластах, босиком, на ковре-самолете и в машине времени. И.А. Лыкова. М.:
Издательский дом «КАРАПУЗ»,2010. – 192 с., илл.
2. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирования, конспекты
занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А.В.
Никитина. – Санкт-Петербург : КАРО, 2016. – 96 с.+16 с. цв. вкл.
3. Нетрадиционное рисование с дошкольниками. 20 познавательно-игровых
занятий. И.А.Шаляпина. – М.: ТЦ СФЕРА, 2020. – 64 с.-(Библиотека современного
детского сада).
4. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Г.Н. Давыдова часть 1. –
М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010.- 80с.
5. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Г.Н. Давыдова часть 2 . –
М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010.- 72 с.
6. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники,
планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2005.
– 128 с. (Серия «Вместе с детьми».)
16

2.6 Список используемой литературы
1. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по
изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
2. Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. – Мн: ООО
«Попурри», 2005. – 256с.
3. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие.
Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К˚»,
1998.– 256с.
4. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
5. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство
«Астрель», 2005. – 63с.
6. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред.
Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.
7. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества
детей 5-7 лет. – Москва, 2001.
8. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с
9. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС»,
2003.– 96с.

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».